Средние века
Благодаря развитию и закреплению феодализма, многотысячные армии древнего времени были сменены небольшими отрядами хорошо вооружённых солдат - рыцарей.
Тактика пехоты
Тактике пехоты в средневековой Европе не уделялось практически никакого внимания. Пехота играла роль пушечного мяса, массовки, но исход боя решался в основном рыцарями.
Поэтому обычное построение того времени - коробка, а точнее - толпа, так как строевой подготовки и особой дисциплины среди вооружённых крестьян (собственно, пехота была именно такой), конечно, не наблюдалось.
Рыцари же в пешем порядке ничего нового не придумали, используя тактику линейного боя (практически тактику фаланги), только без глубокого построения - в один ряд. Благодаря развитию доспехов, щиты сильно уменьшились в размерах, а вот мечи стали, напротив, вытянулись и "похудели", чтобы проще было пробивать кольчугу или кирасу.
Таранная тактика
Основой рыцарской тактики ведения боя является так называемый таранный удар сомкнутым строем кавалерии. Небольшой (от нескольких десятков до нескольких сотен) отряд рыцарей атаковал противника, используя длинные пики - лансы, и вступал в ближний бой, или отходил для второго удара. Построение - шеренгой (глубиной в 1-4 ряда) или "свиньёй".
Существует убеждение, что в ближнем бою рыцарь, окружённый вражеской пехотой, будет быстро стащен с коня и убит или пленён, но на деле даже одиночный конник, умело управляя конём, способен отбиваться от значительного количества пехотинцев. А окружённый после таранного удара отряд рыцарей вполне мог долго отбиваться от значительно превосходящих сил противника. Впрочем, чаще всего один таранный удар рыцарей решал исход боя. Либо он удавался, и враг, понеся потери, бежал, либо же не удавался, и враг контратаковал своими рыцарями завязший в пеших порядках отряд атакующих, уничтожая его. Поэтому зачастую полководец берёг тяжёлую конницу до крайнего случая.
Кочевничья тактика
"Нам, татарам, всё равно: наступать - бежать, отступать - бежать" - эта народная присказка вполне точно описывает тактику кочевников. Быстро налетели, постреляли, порубили - и так же быстро отступили.
Строго говоря, относить тактику кочевых народов только к средневековью не вполне верно. Дело в том, что об использовании тактики лёгкой конницы сарматами писал ещё Александр Македонский. Кстати, имеется мнение, что одна из причин, почему, стоя у Кавказа, Македонский повернул на юг, в Индию, а не двинул дальше на север - это физическая неспособность его армии, преимущественно пешей, бороться с кочевой лёгкой конницей.
Но закрепились, как рода войск, и впервые были применены против другого государства приёмы кочевничьей войны только в Средние века, при Чингисхане (XII-XIII века).
В общем, организация армии Чингисхана не сильно отличалась от европейской. Только вот у последнего бедняка в его государстве была лошадь, и каждый был профессиональным воином, воспитываемым с детства.
Основную ударную силу составляли тяжеловооружённые воины-князья, нойоны, имеющие на вооружении, кроме традиционного лука, пику, щит и меч (саблю) или булаву. Они могли измотать противника обстрелом, не вступая в ближний бой, но также могли атаковать вражеский строй, используя подобие рыцарской таранной тактики.
Но основную массу армии монголов составляли легковооружённые конники, вассалы князей, нукеры. Они завязывали бой, изматывали противника обстрелом, уходя из-под ответных ударов, а также поддерживали основной удар нойонов, закрепляя и расширяя сделанную ими брешь во вражеском строю, а также прикрывая фланги.
Тактика английских лучников
Новую "ноту" в использование непрофессиональной армии привнесли англосаксы. Если по всей Европе непрофессиональная армия из рекрутов, вооружённая чем попало, представляла собой жалкое зрелище, то английские охотники, имеющие достаточно примитивные, но весьма мощные длинные луки, оказались неплохой военной силой. Единственной проблемой стала защита лучников от вражеской кавалерии, да и пехоты тоже - без прикрытия лучники оказывались лёгкий, хотя и огрызающейся добычей. Умея неплохо стрелять, они всё же оставались крестьянами, необученной толпой, и потому даже несколько пехотинцев с оружием ближнего боя могли обратить в бегство отряд лучников, десятикратно превосходящий их численно.
Забавно, что английские рыцари всячески противились формированию специализированных отрядов лучников из простолюдинов, считая это притеснением своего достоинства, а, наконец, согласившись, быстро превратились в группу прикрытия при этих самых отрядах простолюдинов.
В основном, лучники использовали одну из трёх тактик.
- Лучники уже во время боя выходили на позиции небольшими отрядами, пускали во врага несколько стрел, и скрывались, уходя под прикрытие крепостных стен, укреплённого лагеря или же резервов. Нередко бывало, что стоящая в резерве конница врага успевала догнать и уничтожить лучников, но потеря одного маленького отряда крестьян не имела принципиального значения, и не считалась чем-то недопустимым. Тем более, это выматывало вражеских рыцарей.
- Выбрав позицию, лучники приносили заранее заготовленные колья, и вбивали их перед своими порядками, обеспечивая, таким образом, себе прикрытие от конницы и некоторое препятствие для пехоты.
- Наибольшее распространение получила тактика, когда отряд лучников прикрывала пехота. Обычно это были либо копейщики со стационарными щитами, за которыми они прятались от вражеского обстрела, либо же спешенные рыцари. Нередко эта тактика дополнялась укреплением позиции, как было описано в пункте выше.
Тактика арбалетчиков
Принцип использования мощной крестьянской армии переняла и остальная Европа, но, не имея такого количества охотников и такой мощной народной школы ремесленников-лучников, вынуждена была как-то компенсировать слабость и отсутствие выучки своих стрелков. Поэтому основным оружием стрелков в Европе стали арбалеты.
Но арбалет, в отличие от лука, имеет невысокую предельную дальность стрельбы (хотя и большую убойную силу) и низкую скорострельность. Таким образом, если лучников имело смысл защищать отдельными отрядами пехоты или даже рыцарей, то арбалетчиков предпочитали вооружать для самообороны. Поэтому зачастую арбалетчиками становились обычные крестьяне, имеющие какое-то древковое оружие и защитные приспособления. Наиболее успешные использовали даже детали доспехов поверженных ими рыцарей. Таким образом, ни о какой маневренности говорить не приходилось, но зато стала возможна залповая стрельба (лук растянутым особо не подержишь, пока враг подходит, а вот арбалет заряженным - пожалуйста).
Таким образом, к арбалетчикам перешли и функции собственного отряда прикрытия, вместе с оружием ближнего боя и стационарными щитами.
После распространения в Европе пороха, арбалеты отчасти будут заменены огнестрельным оружием.
А в Англии же арбалетчики, напротив, не прижились, и лучники использовались вплоть до XIX века и появления магазинных винтовок.
Баталия
Первые серьёзные поражения от вооружённой дрекольём необученной массы крестьян рыцари понесли ещё в XIV веке, но правильных выводов из этого не сделали. Их сделают в XV веке швейцары. Суть тактики проста: длинная пика в руках пехотинца - ничуть не хуже ланса в руках рыцаря. А силу, достаточную для пробития доспеха, придаёт сам рыцарь, нанося свой таранный удар. Проще говоря, изначально суть баталий - пассивная оборона от элитной кавалерии, правда, весьма эффективная.
Обычно баталии представляли собой прямоугольное построение (иногда называется каре, но вернее говорить о некоем предшественнике каре, которое оформится ближе к XVII веку), имеющее построение по типу македонской фаланги (вообще, данный строй очень похож на македонский): широкий фронт (обычно 20-50 рядов, но возможно и более), глубина построения - шесть рядов, которые могут усиливаться до 10-12 рядов, не участвующими в бою.
Баталии за время своего существования претерпевали существенные изменения.
- Ранняя баталия представляла собой просто массу крестьян с пиками. Первый ряд пользовался поначалу колами, эдакими небольшими поленьями (диаметром до 10-15 см, длиной 2-2,5 метра), заточенными с одного края. Их врывали в землю, составляя что-то вроде переносного частокола. С развитием баталий и закреплением их как полноценной боевой тактики, дрекольё заменили на нормальные копья. Далее ряды вооружались пиками разной длины (3 метра для второго ряда, 4-4,5 для третьего, 5-5,5 для четвёртого, 6-7 для пятого и до 8 для шестого). Таким образом, на расстоянии полтора-два метра перед каждым бойцом первой линии выстраивался лес из шести пик.
- Швейцарская баталия, "классическая", отличается тем, что третий ряд занимают алебардисты, выполняющие оборонительную функцию. Из-за массивности и длины пик, в ближнем бою они бесполезны, и если через частокол пик пробивался хоть один противник с мечом или чем-то подобным, достаточно коротким, то он мог разрушить весь строй. Но алебардисты, действуя из-за спин товарищей, вполне могли остановить прорвавших передние шеренги, а в случае, если перед алебардистом не оставалось пикинёров, он вполне мог рассчитывать на помощь коллег-соседей по шеренге. Алебарда, или любое другое древковое оружие, уравнивали шансы воинов-самоучек и профессионалов-рыцарей.
- Банда ландскнехтов отличалась помещением алебардистов в четвёртый ряд. По сути, они действовали так же, как швейцарские, но первый ряд пикинёров применялся в качестве "пушечного мяса", то есть почти наверняка погибал - и после этого алебардисты оказывались в третьем ряду, как и у швейцаров. Другой особенностью стало появление так называемых "солдат на двойном жаловании", вооружённых двуручными мечами, зачастую имеющих полный доспех. Они выстраивались разомкнутым строем перед "лесом пик" баталии, и должны были расчищать дорогу для удара, ломая пики вражескому строю. Роль таковых "солдат на двойном жаловании" могли выполнять и спешенные рыцари. В случае атаки конницы, они отходили под прикрытие пикинёров, тем более, что двухметровые мечи - неплохой аналог копья, и также вполне эффективны против кавалеристов с лансами. Кроме того, ландскнехты с двуручниками использовались в свалке, так как двуручный меч, как ни странно, куда более эффективное оружие в ближнем бою, чем копьё или алебарда, и практически не имеет "мёртвой зоны" на ближней дистанции, благодаря различным возможным хватам. Но для столь искусного владения оружием, требовалась хорошая подготовка. Кроме того, фактически каждый воин с двуручным мечом был предоставлен на поле боя самому себе, так как для эффективного применения двуручника требуется немалое расстояние. Это как раз то самое "один в поле воин". Оба эти фактора (риск и высокое мастерство) и предопределяли повышенную плату.
- Шилтрон, "движущийся лес" - оригинальная английская вариация баталии. Основным отличием является форма построения: она не прямоугольная, а круговая. Вероятнее всего, это объясняется невысокой выучкой составляющих шилтрон бойцов. Вполне возможно, что первые баталии также имели округлую форму. Скорость передвижения такого строя была невысока, но, вероятно, построение "плотной толпой" - единственный вариант для более-менее упорядоченного боевого перемещения простых ополченцев.
- Испанская терция отличалась меньшей численностью (до 3 тысяч солдат, обычно 1,5-2 тысячи против 8-10 тысяч в баталиях), а также эффективным использованием каждого человека. Дело в том, что в Испании XVI века впервые в Европе была организована система добровольной организации армии. Таким образом, жертвовать собой никто не хотел, и расположение было рассчитано на то, что каждый боец должен был действовать с максимальной отдачей с первых же минут боя.
Для этого первый ряд формировался из солдат с небольшими круглыми щитами (обычно металлическими, чтобы наконечники пик не застревали в нём), и короткими мечами, тесаками или фальчионами. Эти солдаты принимали на себя первый удар вражеской баталии, отводя вражеские пики наверх, позволяя таким образом орудовать своим пикинёрам, а сами подныривали под них, врываясь в ближний бой, оказываясь лицом к лицу с вражескими пикинёрами.
Второй ряд терции составляли алебардисты, выполнявшие примерно те же функции, что и в швейцарских или немецких баталиях: оборона от прорвавшихся вражеских солдат с оружием ближнего боя. В обороне, они прикрывались первым рядом мечников, и потому испанская терция была гораздо более устойчивой в ближнем бою и даже в свалке, так как первые две шеренги вполне эффективно могли драться даже в упор.
В случае необходимости обороны от кавалерии, терция перестраивалась, третий и четвёртый ряд, пикинёры, выходили вперёд, и, уперев пики в землю, встречали таранный удар конницы, после чего в дело вновь вступали мечники и алебардисты.
На мой взгляд, очевидны аналогии с древним миром. Швейцарская баталия представляет собой развитие греческой фаланги, а испанская терция - римской манипулы.
Примечание: как и в случае с баталией, которую называют каре, испанскую терцию обычно упоминают только применительно к позднему времени, когда массово стали использоваться мушкеты. Но изначально складываться данное построение начало ещё до распространения аркебуз. А о мушкетёрской терции мы поговорим ниже.
Подобную тактику использовали также португальцы и австрийцы. В Австрии для воинов первой линии было даже особое название - руданширы (от rondartsch, рондаш - круглый щит).
Отредактировано Горя (07-07-2014 13:42:47)